Специальные структуры данные, поддерживаемые OCA New Line
 
Традиционно данные социологических и маркетинговых исследований представляются в виде таблицы, где каждый столбец является признаком, а каждая строка - анкетой. Такое представление характерно для программ OCA, SPSS, SAS и т.п. OCA New Line не является исключением, так как работает с форматом пакета ОСА и поддерживает аналогичный формат, но с некоторыми дополнительными возможностями.

Дневники.
Первой такой возможностью является так называемый режим дневников. Режим дневников позволяет организовать работу с анкетой имеющей, плавающую, не стабильную длину. Рассмотрим пример. Мы просим респондента ответить на вопрос, какие газеты он читает, а потом просим охарактеризовать каждую из них. При этом мы не знаем, сколько газет назовет респондент. Кто-то назовет одну, а кто-то пять. В анкете в таких случаях оставляют место для того, чтобы интервьюер записывал о каких именно газетах будет идти речь. Характеристика каждой газеты записывается как отдельный признак, количество которых заранее определяется с некоторым запасом. При анализе мы имеем сразу несколько признаков, характеризующих газеты, что неудобно. Нельзя построить одну общую таблицу - необходимо каким-то образом сводить наборы таблиц вместе. Кроме того, размер анкеты сильно вырастает из-за того, что необходимо иметь сразу несколько признаков для фиксации характеристик газет. Подобные структуры могут быть вложенными одна в другую, что еще больше затрудняет работу с ними. В качестве выхода из таких ситуаций в технологии OCA New Line предлагается разбивать такие анкеты на несколько анкет-записей (по количеству объектов - в случае нашего примера по количеству характеризуемых газет). Эти несколько анкет являются одинаковыми во всем кроме признаков, связанных с объектами исследования (в случае нашего примера с газетами). Рассмотрим структуру данных наглядно. Так выглядит простое, "линейное" представление данных для нашего примера с газетами.

Номер анкеты Пол Газета 1 Х-ка газеты 1 Газета 2 Х-ка газеты 2
1 М "Новости" хорошо "Известия" отлично
2 Ж "Правда" хорошо Нет Ответа Нет Ответа
3 М Нет Ответа Нет Ответа Нет Ответа Нет Ответа

А так эти же данные будут выглядеть в дневниковом варианте.

Номер анкеты Пол Газета Х-ка газеты
1 М "Новости" хорошо
1 М "Известия" отлично
2 Ж "Правда" хорошо
3 М Нет Ответа Нет Ответа

Как мы видим, анкета 1 как бы раздвоилась (ведь в ней оценивалось сразу две газеты). Такое представление является более удобным и компактным - есть один признак, содержащий газеты и один признак, содержащий их характеристики. Признак, характеризующий дневник, это в нашем случае признак <номер анкеты> - по нему можно понять, сколько анкет есть на самом деле, и какая запись к какой анкете относится. Однако, как показывает практика, для фиксации интервьюером данных и ввода их оператором удобнее использовать обычный ("линейный") формат. Он более понятен для оператора ввода и поэтому его использование избавляет от многих ошибок. Поэтому в пакет программ OCA New Line Technology входит специальная фунция для конвертирования. Она позволяет автоматически преобразовать данные из "линейного" формата в дневниковый.
Теперь рассмотрим логику работы с дневниковыми проектами. Понятно, что при построении частотных таблиц для нашего примера, количество мужчин должно быть равно 2, женщин 1, а различных читаемых газет 4 (включая вариант Нет Ответа). При работе с данными, содержащимися в виде дневников, OCA New Line автоматически применяет некоторые специальные правила.
- При построении частотных таблиц действует правило: если две анкеты имеют одно и то же значение признака и одинаковый номер дневника (в нашем случае признак "Номер анкеты"), то вторая из них игнорируется.
- При расчете сумм и среднего: суммируются (а для среднего - учитаются в базу) все анкеты (ничто не игнорируется).
- При построении целевых аудиторий (фильтров) для отбираются только те записи внутри анкеты, которые удовлетворяют условию. Таким образом, как бы, часть анкеты будет отобрана, а часть нет.
Более подробно о специфике расчетов и использования того или иного метода для данные дневниковой структуры можно узнать из документаций про программе.

Трекинги.
В OCA New Line реализована возможность работы с данными трекинговых (мониторинговых) проектов. Трекинговыми, считаются проекты, которые проводятся регулярно (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно, еженедельно, ежедневно), по одним и тем же правилам, с использованием одинакового инструментария. Часто в них опрашиваются одни и те же самые люди (тогда такие проекты называются панельными). Исследование за один период времени (год, квартал, месяц, неделя, день) часто называют волной. При этом при анализе данных нескольких волн часто используют процедуру усреднения. Например, если человек в первой волне сказал что его зарплата 100 у.е., а во второй сказал, что ее повысили до 120 у.е. то зарплата за все трекинговое исследование (2 волны) будет (100+120)/2=110 у.е. Для получения подобного эффекта можно использовать взвешивание, однако это бывает не всегда удобно, так как веса необходимо рассчитывать с появлением каждой новой волны заново, а также для каждой целевой аудитории (ведь если отобрать в целевой аудитории только вторую волну то зарплата в нашем примере должна быть равна 120 у.е.). Также перерасчета весов требует и переход с одного уровня на другой (например, если исследование проводится еженедельно, его можно оценивать на уровне кварталов, месяцев и т.д.). Для решения этой проблемы в технологии ОСА New Line используется режим трекинга. Для этого создается специальный признак, который определяет номер объекта (например, респондента) в трекинговом исследовании. Этот номер за ним закрепляется на протяжении всего исследования, а программа автоматически при подключнии режима трекингов будет производить необходимое перевзвешивание.
В отличие от режима дневников, режим трекинга, может управляться пользователем программы OCA New Line. Пользователь может включать и выключать его, выбирать на каком уровне трекинга он будет работать.
Режим трекинга и дневника являются независимыми друг от друга и могут использоваться, при необходимости, как вместе, так и по отдельности.

Обратно

     

E-Mail: oca.feedback@gmail.com |  (c) OCA 2004 - 2018.