Полевой этап исследования; полевой контроль
Полевым этапом называют этап сбора первичной информации (проведения интервью, фокус-групп и т.п.). Это один из наиболее ответственных этапов исследования. Большинство проблем на этом этапе являются организационными (найти интервьюеров, обеспечить их приезд в место опроса, контроль за ними и т.д.). Давать какие-либо советы по этим вопросам сложно. Можно отметить, что зачастую выгоднее найти группы для проведения поля в различных городах (обычно крупных). Такие группы могут проводить исследования, как в самом городе, так и в ближайших населенных пунктах. Это экономически выгоднее, чем иметь одну территориально централизированную группу, которая ездит по всей стране. Таки образом, структура полевого отдела часто выглядит следующим образом. Интервьюеры объединяются в так называемые бригады, которые проводят исследования на некоторой относительной небольшой территории (например, территории одной-двух областей). Руководят этими группами, соответственно, бригадиры. Бригадирами руководят один или несколько супервайзеров. Супервайзерами являются наиболее опытные полевые работники, которые отвечают за организацию и проведение полевого этапа исследования и являются непосредственными работниками социологической или маркетинговой компании, находясь, все время в ее офисе. Хорошо, когда супервайзеры регулярно проводят обучения для бригадиров и интервьюеров (приезжая к ним или приглашая их для этого к себе). Для новых бригад и новых интервьюеров обучение является обязательным. Понятно, что проводить обучение для каждого нового человека, в условиях быстрой смены кадров сложно, поэтому полезно иметь бумажный вариант инструкции, содержащей основные правила и соглашения по которым работает компания (например, стандартные правила отбора респондентов (людей для опроса), или правила разметки анкеты - что следует зачитывать, что нет). Знакомство с подобным руководством является обязательным перед началом работы. Если вы заказчик, поинтересуйтесь подобным руководством у тех, кому Вы заказываете исследование, посмотрите его. Но никакие руководства все равно не заменят обучения проводимые супервайзерами. Обучения желательно проводить регулярно (например, раз в несколько месяцев). Также перед сложными проектами следует проводить внеочередные обучения специально для проекта. Также, желательно всем интервьюерам выдать простенькие самодельные удостоверения с печатью компании, в которой они работают. Очень часто это помогает им объяснить, кто они и почему ходят по домам, задают вопросы. Если есть возможность, при проведении некоторых исследований интервьюерам кроме удостоверений выдают рекомендательные письма от известных людей и организаций с просьбой отвечать на вопросы и не бояться за свою конфиденциальность. Контроль интервьюеров крайне необходим. Скажем честно, работа интервьюера является достаточно малооплачиваемой, и люди тут бывают самые разные. Оптимальным для большинства видов исследований интервьюером считается женщина в возрасте от 35 до 55 лет. С такими охотнее всего идут на контакт. Проконтролировать можно две вещи: факт проведения опроса (был ли он вообще, или анкету заполнили, пользуясь своей фантазией) и правильность отбора (не получилось ли, что опрашивали одних и тех же людей по несколько раз, или проводили опрос исключительно среди своих знакомых и друзей). Обычно контролерами являются люди, в прошлом бывшие интервьюерами, хорошо знающие специфику и правила работы. Конечно, следует следить, чтоб контролеры и интервьюеры не были знакомы друг с другом. Если вы заказчик, поинтересуйтесь, как контролируется работа интервьюеров (стандартным считается контроль 10% интервью). Попросите результаты. Выясните, сколько было выявлено фальсификатов. Если фальсифицированных анкет не было это несколько подозрительно. Также посмотрите, был ли сделан запас. То есть если вы оплачивали проведение 1000 интервью, то проведено должно было быть 1050 (5% запас считается стандартом) из расчета на то, что после проведения контроля часть анкет (фальсификат) надо будет изъять. Если действует принцип "сколько надо столько взяли" - это повод усомниться в качестве данных. Если вам говорят, что даже за минимальный контроль надо доплачивать отдельно это лишний повод усомниться в качестве работы фирмы, которая предоставляет вам услуги. Ведь при отсутствии постоянного (пусть и избирательного) контроля интервьюеры имеют тенденцию расслабляться, и не серьезно относится к своим обязанностям. Иногда заказчик проводит свой, альтернативный контроль. Для этого обычно просят полевую документацию (описания маршрутов, по которых ходили интервьюеры в поисках человека для опроса и т.п.) с целью проведения своего альтернативного контроля. Даже если вы не будет его проводить подобные желания и потенциальная возможность проведения контроля с вашей стороны заставит напрячься организаторов исследования более серьезно отнестись к организации полевого этапа исследования. Также полезно попросить посмотреть вспомогательные материалы. Такие как, напрмер, инструкции к поиску респондентов, проведению интервью и т.п. Подобные материалы должны быть выданы каждому интервьюеру перед началом исследования. |